Ночное кафе, Звездная ночь — 1888 Ван Гог

Февраль 10, 2012
Ночное кафе

Ночное кафе

1888; 81х65,5 см
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло

После завершения картины «Ночное кафе в Арле», в которой он старался добиться эффекта рассеянного света ламп, Ван Гог так описывает в письме к сестре Вильгельмине трудности, с которыми сопряжено изображения ночного неба: «Сейчас непременно хочу написать звездное небо. Мне часто кажется, что ночь колористически богаче, чем день, ночь характерна интенсивным фиолетом, синевой и зеленью». И тут же добавляет: «Очевидно, что рисование звездного неба не состоит в нанесении белых точек на темно-синий фон».

В том же письме Винсент сообщает, что как раз закончил картину, изображающую кафе изнутри в полумраке («Терраса кафе вечером»). Решив рисовать под открытым небом, Ван Гог внедряет важную новацию, поскольку до этого времени ночные пейзажи писались только в мастерской. Тем не менее, он признает, что временами ему тяжело правильно оценить используемый цвет: «Это правда, что в темноте невозможно хорошо оценить тона, можно перепутать голубой с зеленым, лилово-голубой с лилово- розовым».

Заметим еще раз, какое важное значение для Ван Гога имеет цвет и как сильно он хочет быть колористом, достойным Делакруа (1798-1863), которым он восхищался.

Рассказывают, что часто Ван Гог, чтобы иметь возможность рисовать ночью, надевал шляпу с прикрепленными на ней свечами. Правда это или легенда? В переписке ни разу не упоминается о таком удивительном наряде и только раз говорится о свече: «Чтобы избежать обычной ночи с холодным, беловатым светом... достаточно обычной свечи с ее богатством желтых и розовых теней».

Ночное кафе

Звездная ночь

1888; 72,5х92 см
Музей д'Орсэ, Париж

Перед приездом Гогена Винсент пишет у берега Роны первую «Звездную ночь» в тонах «желтых, розовых, зеленых, лазурных и голубых, как незабудки». Его захватывают краски, открывающиеся в темноте ночи, бледные, сочетающиеся друг с другом: «Небо голубовато-зеленое, вода — это королевская лазурь, берега в данном случае темно-фиолетовые. Город голубой и фиолетовый, керосиновые лампы — желтые, их рыжевато-золотые лучи превращаются в бронзовый цвет с зеленоватым оттенком. На лазурно-зеленом небосводе Большая Медведица мерцает зеленью и розовизной, деликатная бледность которых контрастирует с грубым золотом керосиновых ламп».

Позже, осенью 1889 года, в лечебнице в Сен-Реми-де-Прованс Ван Гог с драматическим красноречием возвращается к теме ночи в картине «Звездная ночь». Прикосновение кисти к полотну еще более чистое и полное, но линия переходит в завиток. Небо становится одним большим циклоном, затягивающим художника в бездонную пропасть, а звезды превращаются в жгучие светлые точки в глазах...

Можно ли воспринимать эту картину как отражение галлюцинаций больного художника?

Великие художники, часть 1   10/02/2012 filoli.ru

Картины и полотна Ван Гога

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...запах вдохновения?

Толчком к вдохновению может служить что угодно. Так немецкий поэт Фридрих Шиллер мог настроиться на творческий лад только в том случае, если на столе в его кабинете стояла тарелка с гнилыми яблоками.