Кипарисы,
Церковь в Овере — 1889-1890 Ван Гог - картины
Кипарисы
1889; 95х73 смМузей Метрополитен, Нью-Йорк
Во время пребывания в больнице в Сен-Реми Ван Гог имел возможность рисовать. Одно из помещений больницы даже было специально для него превращено в мастерскую. Также он имел право выходить в сопровождении санитара, чтобы рисовать на природе. Но у Винсента повторялись приступы галлюцинаций, после которых его охватывало чувство пустоты и полного изнеможения; он полностью осознал свою трагическую болезнь.
Собственно тогда у него и появляется желание рисовать кипарисы. «Кипарисы все еще увлекают меня. Хотелось бы сделать из них нечто вроде моих полотен с подсолнухами. Меня удивляет то, что еще никто не писал кипарисов так, как я их вижу». И, естественно, кипарисы с полотен Ван Гога имеют такие цвета, которые не встречаются у других художников.
Эффект освещения темных деревьев солнцем получается путем наложения нескольких слоев краски. Следы кисти носят спиралевидный характер. Они производят впечатление завихрения и возносящегося к небу пламени. Кажется, что кипарисы дрожат и сгибаются под порывами ветра, что они являются отголоском вибраций, сотрясающих тело художника, когда приближается очередной приступ.
Техническое замечание
«Кипарисы» написаны методом послойного наложения краски. Черный цвет, зелень и бронзовый оттенок наложены длинными мазками кисти, закрученными в сторону неба. Смешанные оттенки создают впечатление жара. Таким способом кисть Ван Гога изображает небо, тучи и растительность. Даже серп луны — творение «закручивающейся» кисти, арабесковые прикосновения которой придают картине ощущение вибрации.
Дорога с кипарисом
и со звездой
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло
Позже, в Овер-сюр-Уазе, Ван Гог сообщает Гогену о картине, появившейся в Сен-Реми, предлагая сделать на ее основе офорт. «Привез оттуда еще «Кипарис со звездой»: ночное небо с тусклой луной... Преувеличенно яркая нежно-розовая и зеленая звезда в ультрамариновом небе, где плывут облака. Внизу дорога, окаймленная высокими желтыми камышами, позади которых виднеются голубые малые Альпы, старый постоялый двор с оранжевыми окнами и очень высокий, прямой, мрачный кипарис».
На протяжении короткого пребывания в Овер-сюр-Уазе Ван Гог очень много рисовал. За семьдесят дней появилось почти семьдесят картин. Среди них много пейзажей и эскизов окрестностей Овера, полей, улиц и хозяйств («Ферма отца Элои», «Улица в Овере», «Дом отца Пилона», «Хижины в Овере», «Сад Добиньи», «Лес с двумя людьми»). Появившиеся в это время картины очень неровные с точки зрения качества и стиля, но отражают новую технику письма.
Церковь в Овере
1890; 94х174 смМузей д'Орсэ, Париж
Суровые тона периода Сен-Реми уступают место нежнейшей палитре, полной изумрудной зелени, бежевых и фиолетовых тонов с преобладанием кобальтовой лазури в «Церкви в Овере». Картина, законченная в июле 1890 года, кажется, предвещает бурю, исчезающую и возвращающуюся смерть. Отсутствие ясных тонов тревожит и беспокоит.
«Церковь в Овере» — дитя больного сознания: неровное наложение зеленого цвета, охры, бронзы и кобальта производит впечатление нестабильности, глыбы, которая может распасться в любую минуту или взлететь к небу. Это впечатление усиливают неровные движения кисти, благодаря которым здание церкви обретает глубину.