Архангел Михаил, низвергающий демона — 1505 Рафаэль Санти картины

Сентябрь 26, 2012
Рафаэль

Архангел Михаил, низвергающий демона

1505; 31х27 см; дерево, масло
Лувр, Париж

Картины «Архангел Михаил, низвергающий демона» и «Святой Георгий, борющийся с драконом» были написаны Рафаэлем практически одновременно — их разделяет всего лишь несколько месяцев. Однако написанный ранее «Архангел Михаил», в сравнении со второй картиной, значительно проигрывает: рука художника здесь менее уверенна и мазки кисти не такие нежные, живопись жесткая, колорит слишком пестрый, а рисунок лишен утонченности и элегантности. Разница между двумя этими картинами показывает, насколько стремительным было развитие таланта Рафаэля.

Обе работы были созданы в сложный исторический момент начала контрреформаторской борьбы Церкви, поэтому они наполнены политическим смыслом: Михаил и Георгий символизируют благородство и отвагу защитников веры в противоборстве с коварными протестантами (в глазах Церкви — еретиками).

В книге «Откровение Иоанна Богослова» («Апокалипсис») читаем: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона (...) И низвержен был великий дракон, древний змий (...)». По мнению теологов, источник этой цитаты, вероятно, дохристианский, однако Церковь объясняла его в категориях христианского конфликта — Христос против Антихриста.

Рафаэль изображает кульминационный момент противостояния: поверженный дьявол, изображенный, согласно традиции, в облике дракона, распростерт под ногами архангела, облаченного в кольчугу и вооруженного щитом и мечом. Предводитель небесного воинства изображен с крыльями — в отличие от другого победителя дракона, святого Георгия. В глубине картины разыгрывается сцена наказания обманщиков и злодеев, которая была описана Данте (1265-1321) в его «Божественной комедии».

Рафаэль

Святой Георгий, борющийся с драконом

1505; 32х27 см; дерево, масло
Лувр, Париж

«Святого Георгия» в 1504 году Рафаэлю заказал герцог Урбинский Гвидобальдо да Монтефельтро (сын Федериго). По легенде, дракон, который держал в страхе столицу Лидийского царства, потребовал принести ему в жертву царевну Клеодолинду, однако Георгий, бывший в то время трибуном римской армии, прорвался к логову чудовища и, осенив себя крестным знамением, вступил с ним в схватку. В конце концов, рыцарь пригвоздил дракона копьем к земле, а затем зарубил его мечом.

Свидетели этой битвы, в том числе и сам царь Лидийский, увидели силу Господа и тотчас приняли крещение. С тех пор святой Георгий стал выразителем торжества свободы и добродетели над угнетением и пороком. Рафаэлю удалось передать динамизм сражения, играя на контрастах как в композиции (драматическая сцена размещена на фоне безмятежно-идиллического пейзажа), так и в колорите, основу которого составляет сочетание черного, белого и ярко-красного цветов.

Великие художники, часть 38   26/09/2012 filoli.ru

Творчество Рафаэля

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...цвет хамелеона?

Хамелеоны меняют свой цвет в зависимости от эмоционального состояния, а вовсе не в зависимости от окружающего фона. И если цвет вдруг совпадет с окружающим фоном, то это именно совпадение и ничего более.