Изгнание Гелиодора — 1511-1514 Рафаэль Санти картины

Сентябрь 29, 2012
Рафаэль: Изгнание Гелиодора

Изгнание Гелиодора

1511-1514; 750 см у основания; фреска
Станца д'Элиодоро, Ватикан

В 1511 году Рафаэль начинает работу над очередной фреской в ватиканских станцах. «Изгнание Гелиодора» станет одной из четырех больших картин, украсивших комнату, которая войдет в историю под названием Зал Гелиодора (станца д'Элиодоро) — именно благодаря этой фреске.

Тема фрески, как обычно, была выбрана Папой. Последние столетия дохристианской эры иудеи в Палестине находились под властью персидских царей из династии Селевкидов. Верный слуга одного из них, Гелиодор, был послан в Иерусалим, чтобы вывезти из храма Соломона его несметные сокровища.

Согласно апокрифу, когда Гелиодор со своими воинами ворвался в храм, он увидел устрашающего вида всадника верхом на богато снаряженном коне, и «конь этот ринулся на Гелиодора и принялся топтать его своими копытами». Два молодых спутника этого всадника нанесли Гелиодору несколько ударов бичами. Обычно эти двое изображались с крыльями, поскольку были ангелами, но Рафаэль позволил себе отступить здесь от традиционного представления сцены. Этот апокрифический рассказ считался тождественным по смыслу библейскому сюжету о Христе, изгнавшем торговцев из храма...

Несмотря на определенное сходство архитектонической структуры «Изгнания Гелиодора» и «Афинской школы», контраст между этими работами поразителен. «Афинская школа» проникнута духом гуманизма и торжества человеческого достоинства, то в «Изгнании Гелиодора» царит атмосфера насилия и жестокости.

Сцена настолько динамична, что создается впечатление, будто через мгновение лошадь выскочит из кадра, два ангела воспарят в небеса, а взволнованные женщины в порыве милосердия бросятся на помощь пострадавшему Гелиодору. Один лишь папа Юлий II, изображенный в роли стороннего наблюдателя, сохраняет спокойствие и уверенность в себе.

Цвет в картине играет роль дополнительного источника энергии — здесь Рафаэль отдает дань уважения венецианской школе живописи и особенно яркому ее представителю Лоренцо Лотто (1480-1556), гениально использовавшему возможности колористической игры.

Техническое замечание

Рафаэль: Голова молодого человека

Голова молодого человека
(эскиз к «Изгнанию Гелиодора»)

1511; 26,7х23,7 см; уголь, мел и серая тушь
Лувр, Париж

Эскизы Рафаэля к фреске «Изгнание Гелиодора» сегодня приравниваются к шедеврам. Исполненные при помощи уверенных, энергичных, необычайно ритмичных движений руки, эти картоны (рисунки на толстой бумаге, являющиеся проектом фрески в масштабе 1:1) поражают целостностью композиции и совершенством рисунка.

Если картон соответствовал всем требованиям, художник мелко перфорировал линии рисунка, после чего сразу же переносил его на стену, посыпая угольным порошком. Далее ученики, под руководством мастера, работают над фреской по полученному образцу.

Великие художники, часть 38   29/09/2012 filoli.ru

Творчество Рафаэля

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Услуга курьерская доставка на следующий день от надежной компании.

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...цвет хамелеона?

Хамелеоны меняют свой цвет в зависимости от эмоционального состояния, а вовсе не в зависимости от окружающего фона. И если цвет вдруг совпадет с окружающим фоном, то это именно совпадение и ничего более.