Аннибале Карраччи Биография

Март 24, 2012
Аннибале Карраччи начал восхождение на вершину славы в родной Болонье, где довольно скоро добился признания. Окрыленный успехом, он отправился на покорение столицы, и уже спустя несколько лет «Рим пал к его ногам».
Аннибале Карраччи

Автопортрет

1593-1594; 43х31 см
рисунок сангиной и мелом
Некоторые исследователи считают этот рисунок
эскизом к живописному портрету
лютниста Маскерони

Аннибале родился 2 ноября 1560 года в семье закройщика Антонио Карраччи, который, будучи сам сыном портного, наверняка мечтал о том, чтобы кто-нибудь из его детей стал продолжателем семейной традиции и наследником довольно большой и вполне рентабельной мастерской. Однако, к великому огорчению Антонио, оба его сына — и старший, Агостино, и младший, Аннибале — предпочли ножницам и лекалам кисти и краски.

Антонио считал, что «пагубное» влияние на сыновей оказал не кто иной, как его племянник Лодовико (1555-1619), который первым в семье потомственных ремесленников Карраччи заявил о своем решении стать художником. Так ли это — доподлинно неизвестно, хотя факт остается фактом: братья с детства были очень дружны и безгранично доверяли друг другу...

На сегодняшний день имеется достаточно сведений о периоде обучения живописи Лодовико и Агостино — в то время как о первых шагах в искусстве гораздо более прославленного Аннибале остается лишь догадываться. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что первым учителем его брата и кузена был весьма почитаемый болонский художник Бартоломео Пазаротти. Имени Аннибале в списках учеников этого мастера мы не встретим, хотя первые работы молодого Карраччи были написаны явно под влиянием манеры Пазаротти. Возможно, начинающий живописец перенял ее у своих братьев.

Кроме того, одни специалисты предполагают, что Аннибале вполне мог брать уроки у якобы популярного в те времена художника Просперо Фонтаны, другие упоминают и вовсе неизвестные сегодня имена... Независимо от ответа на вопрос, кто же в действительности повлиял на профессиональное становление Аннибале, мнения абсолютного большинства исследователей сходятся в одном: формирование стиля всех троих Карраччи происходило под влиянием господствующего тогда в Болонье художественного направления под названием «поздний маньеризм».

Первые успехи Карраччи

После дебютных гравюр, датированных 1581 годом, Аннибале Карраччи являет миру свои первые живописные работы, которые сразу же вызывают огромный интерес у представителей художественной элиты Болоньи и становятся настоящей сенсацией. Апологеты болонского маньеризма во главе с Фонтаной и Пазаротти были возмущены дерзостью начинающего художника, позволившего себе игнорировать традиционные каноны и создавшего нечто совершенно новаторское.

Речь касалась, в частности, написанного в 1583 году «Распятия», которое было предназначено для оформления алтаря в городской церкви Сан Николо. Может быть, кому-то эта работа и показалась написанной вполне в духе маньеризма, но только не опытным мастерам, которые сразу же разглядели новаторские приемы, не только противоречившие маньеристической концепции, но и бросавшие вызов безнадежно устаревшей и уходящей в прошлое живописной доктрине...

В 1584 году, после двух лет совместной работы, братья Карраччи заканчивают роспись трех залов дворца Фава в Болонье. Несмотря на тематическое разнообразие (первый цикл фресок представляет сцены из мифа о похищении Европы, второй посвящен приключениям Ясона, третий живописует историю Энея), с точки зрения живописи, все росписи исполнены в едином пластическом ключе, что было большой редкостью для проектов, осуществляемых одновременно несколькими художниками.

Аннибале Карраччи

Автопортрет с отцом художника,
братом Агостино и его сыном Антонио

1593
Пинакотека ди Брера, Милан

Вероятно, под влиянием Николо дель Аббате (ок. 1509-1571), а точнее, по аналогии с его росписями в моденском дворце Поджо, братья Карраччи используют композиционную форму фриза, протянувшегося по периметру каждого из залов, увенчивая стены под самым плафоном. Этот совместный «братский» дебют приносит молодым художникам большой успех, с которым не могут смириться их менее удачливые коллеги.

Пытаясь вбить клин между братьями, завистники распространили сплетню о том, что автором абсолютно всех фресок был Аннибале, двое других, дескать, лишь подавали ему кисти... Современники Карраччи просто подняли интриганов на смех, поскольку многие были свидетелями самого процесса росписи залов и могли поручиться, что каждый из братьев работал наравне с остальными. Зато сегодня некоторые специалисты сомневаются в этом, приводя в качестве главного аргумента все ту же невероятную пластическую целостность росписей.

Известно, что в 1585 году Агостино и Аннибале Карраччи пребывали в Парме, где изучали живопись Корреджо. В одном из писем, адресованных кузену Лодовико, оставшемуся в Болонье, Аннибале восторгается: «Меня поражает все, что я здесь вижу. Сколько в этом правды! Какие тона! Какой цвет кожи! Герои его картин улыбаются так очаровательно и так естественно, что мне хочется улыбнуться им в ответ». И в конце письма добавляет: «Мы мечтаем только о том, чтобы как можно быстрее овладеть прекрасной техникой Корреджо: это единственный верный способ унизить наших врагов».

Художник ошибался. По возвращении в Болонью он написал две новые картины, в которых четко прослеживалось влияние Корреджо («Крещение Иисуса» и «Снятие с креста»). «Враги» буквально освистали Аннибале и раскритиковали его новый стиль. Художник чувствовал себя настолько униженным, что подумывал уехать из Болоньи навсегда. Братья уговорили его не покидать родной город. И все же Аннибале радовался каждой возможности уехать.

В этот период он совершил несколько важных, с точки зрения совершенствования стиля, путешествий по северной Италии. Приблизительно в 1587 году он оказался в Венеции, где познакомился с работами Джорджоне и Тициана, Веронезе и Бассано. С тех пор Аннибале Карраччи считал венецианских художников наилучшими мастерами. Это безграничное восхищение и поклонение будет продолжаться до тех пор, пока он не посетит Рим, где откроет для себя великих Микеланджело и Рафаэля.

Академия Карраччи

В период между упомянутыми поездками в Парму и в Венецию происходит другое, не менее важное событие. Приблизительно в 1585 году Карраччи основывают собственную Академию живописи. Лодовико, очевидно, на правах старшего, становится директором этого учебного заведения, Аннибале — преподавателем техники живописи. Агостино же читает самые сложные курсы, затрагивающие, скорее, область общих знаний: это и правила перспективы, и основы архитектуры, и анатомия, и мифология, и история религии.

Отвечать на вопросы преподавателей ученики Академии должны были не словами, но рисунками. Начинающих художников учили объективно оценивать себя и своих коллег, те из них, которые не умели отстоять перед другими свою работу, должны были ее публично уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии...

Первоначально эта художественная школа называлась «Академия желающих» (Desiderosi), чем определялось стремление достичь совершенства старых мастеров. Впоследствии же она была переименована в «Академию вступивших на правильный путь» (Incamminati), т.е. идущих по пути к достижению этого совершенства. Историки искусства отмечают, что хотя Академия Карраччи не подарила миру ни одного истинного гения, тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что, благодаря уникальной методике преподавания, она выпускала настоящих художников-интеллектуалов и в этом послужила образцом для всех академий, которые появились в Европе в XVII веке.

Одинокий рыцарь

Галерея Палаццо Фарнезе

Галерея Палаццо Фарнезе в Риме

Несмотря на тесное сотрудничество и участие в нескольких совместных проектах, каждый из братьев Карраччи все же пытается строить собственную художественную карьеру. Они даже устраивают нечто вроде соревнования, главным критерием победы в котором является количество поступающих ежемесячно заказов. Вскоре становится ясно, что старшие братья безнадежно проигрывают Аннибале, у которого буквально нет отбоя от клиентов — причем не только из Болоньи, но и из других городов Италии.

В конце концов, слава о нем, уже не как о представителе «трио Карраччи», а как о независимом художнике, достигает Рима. Именно оттуда в 1595 году Аннибале получает весьма лестное предложение поработать при дворе кардинала Одоардо Фарнезе, которое сразу же и принимает. Художник перерос «камерную» Болонью и чувствовал в себе силы достойно выступить на «большой сцене».

По прибытии в Рим Аннибале получает заказ на роспись плафона Камерино (рабочего кабинета) во дворце Фарнезе. Двумя годами позже он приступает к оформлению плафона главной галереи дворца: эти фрески, иллюстрирующие сюжеты «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия, проникнуты сильным влиянием живописи Микеланджело из Сикстинской капеллы (отдельные сцены обрамлены «нарисованными» архитектурными деталями, которые поддерживают атланты и обнаженные юноши).

Венера и Анхиз

Венера и Анхиз

1597-1604, фреска
Палаццо Фарнезе, Рим

Однако подход к содержанию живописи совсем иной. Если в росписях Микеланджело (как и во всей монументальной живописи Возрождения) очень важно индивидуальное осмысление сюжета мастером, то у Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи — правильность и гармоничность рисунка, уравновешенность цветовых пятен, ясная компоновка фигур. Совершенство формы занимает художника гораздо больше, чем содержание...

В целом, работе при дворе Фарнезе Карраччи посвятил почти десять лет своей жизни. В числе его помощников были Агостино и первые выпускники болонской Академии Карраччи, среди которых Джованни Ланфранко (1582-1647), Франческо Альбани (1578-1660) и, конечно, Доменикино (1581-1641).

Следует отметить, что в этот период творчество Аннибале не ограничивается одними фресками. Мастер находит время для выполнения множества самых разнообразных заказов. Он пишет картины светского характера для римских аристократов (причем одинаково легко работает как в большом, так и в малом форматах), создает алтарные образы по заказам городских церквей и соборов, а также увлекается написанием пейзажей.

В 1599-1600 годах Карраччи создает монументальную, поражающую воображение «Пьету Фарнезе» (сегодня находится в Неаполе), а тремя годами позже пишет полную величия «Domine, quo vadis?». В тот же период появились и «Бегство в Египет», «Положение во гроб»...

В 1602 году художник получил заказ на оформление римской капеллы Эррера де Сан Джакомо дельи Спаньоли. Для этого цикла фресок Аннибале создал целую серию подготовительных рисунков, воспользоваться которыми при реализации проекта пришлось уже не ему, а его ученикам: начиная с 1605 года жестокие ревматические боли лишили мастера возможности заниматься живописью. С этого времени творческая деятельность Аннибале Карраччи сводится к наблюдению за работой учеников, непродолжительным занятиям рисунком, а также созданию гравюр.
15 июля 1609 года мастера не стало.

Великие художники, часть 73   24/03/2012 filoli.ru

(1560—1609) Аннибале Карраччи

Творчество Карраччи

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...азы шампанского?

Шампанское изобрели англичане, а вовсе не французы, как принято думать. Вкус к «шипучке» у англичан ещё с XVI века, когда они завозили из провинции Шампань зелёное «плоское» вино и добавляли в него сахар и патоку, дабы оно забродило.