Портрет Джиневры деи Бенчи — 1474-1476 Леонардо да Винчи

Ноябрь 09, 2012
„Чтобы добиться максимально точного воспроизведения природы и заодно соответствовать самым разным вкусам, ты, художник, должен делать так, чтобы в одной и той же композиции находились как предметы, погруженные в почти непроницаемый мрак, так и те, которые ярко освещены, — чтобы появился повод вдоволь поиграть тенями” Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи: Портрет Джиневры деи Бенчи

Портрет Джиневры деи Бенчи

1474-1476; 42х37 см; дерево, масло
Национальная галерея, Вашингтон
Во время учебы в мастерской Верроккио Леонардо да Винчи знакомится с одним из самых состоятельных людей Флоренции Америго ди Джованни Бенчи и часто бывает в его доме, где время от времени собирается прогрессивная флорентийская молодежь — ученые, литераторы, художники...

Молодой Леонардо с большим интересом посещает эти вечеринки, где принимает активное участие в различного рода дискуссиях, делится с присутствующими своими планами, обсуждает новые проекты и, конечно, много рисует.

Портрет дочери гостеприимного хозяина этого дома Джиневры Бенчи был написан именно в этот период по случаю ее замужества. Картина, к сожалению, была сильно повреждена: часть доски снизу обрезана, и теперь мы можем лишь догадываться, что руки дамы были изображены, очевидно, в том же положении, какое тридцать лет спустя примут руки Моны Лизы...

Возможно Джиневра была по натуре холодна и надменна, или же житейские обстоятельства заставляли ее вступить в брак не по любви — во всяком случае, при взгляде на этот портрет становится ясно, что Леонардо не питал к модели никаких теплых чувств. Картина пронизана меланхоличным настроением, написана в довольно мрачных, сумеречных тонах.

Бледное лицо Джиневры резко выделяется на фоне темной массы листвы у нее за спиной — это ветви можжевельника, который является гербовым знаком семьи Бенчи и по-итальянски называется «джинепро», что созвучно имени девушки.

Пейзаж на дальнем плане окутан дымкой — это знаменитое «сфумато» (дословно: «погруженный в туман», «затуманенный»): при помощи многочисленных прозрачных лессировок художник добивался смягчения контуров предметов, плавности их очертаний. И хотя «сфумато», как и «кьяроскуро» (светотень), были изобретены задолго до Леонардо, все же именно он добился в использовании этих приемов потрясающих результатов.

Учитывая тот факт, что Леонардо в этот период продолжал учебу в мастерской Верроккио и, естественно, находился под влиянием стиля своего учителя, не удивительно, что источником вдохновения в работе над «Портретом Джиневры деи Бенчи» для Леонардо послужили мраморные фигуры Верроккио — в частности, столь характерные для них женские лица с отсутствующим взглядом.

На обороте портрета Джиневры Леонардо изобразил герб семьи Бенчи, на котором ветвь можжевельника в обрамлении лавровой и пальмовой ветвей была перевита лентой с латинским изречением: «Virtutem forma decorat» («Красота — украшение добродетели»).

Великие художники, часть 37   09/11/2012 filoli.ru

Леонардо да Винчи картины

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...о такой глубине?

В самой глубокой точке мирового океана (Марианская впадина или Марианский желоб, 11,034 м) железному шарику, брошенному в воду, потребуется больше часа, чтобы достигнуть океанского дна. Эта «пропасть» — любимая тема фантастов.