Моне — импрессионист

Март 01, 2012
«Я никогда не переносил теорий. Единственной моей заслугой является непосредственное рисование с натуры» Клод Моне
Клод Моне

Огюст Ренуар:
Портрет Клода Моне

1875; 85х60,5 см
Музей д'Орсэ, Париж
В своей любви к природе импрессионисты являются наследниками романтической живописи и барбизонцев. У первого восставшего против академических канонов Делакруа, который старше них на одно поколение, они учатся ценить цвет. С реалистами из барбизонской школы импрессионистов связывают тематические интересы и отсутствие пренебрежения к мотивам, заимствованным из обыденной жизни. Также большое влияние на Моне оказали Буден и Йонгкинд — пейзажисты, изучавшие художественные эффекты, которые дают небо и море. Дальнейшее становление Моне как импрессиониста происходило в Ла Гренуэйре, где они рисовали вместе с Ренуаром на берегу Сены.

Импрессионисты и барбизонцы

Кто такие барбизонцы? Барбизонцы, или барбизонская школа — это группа французских пейзажистов, в которую входили Руссо, Дюпре, Добиньи и Труайон, работавших в деревушке Барбизон неподалеку от Парижа. Реалисты из барбизонской школы не рисовали картины на природе. В сельской местности они делали эскизы и «размечали» цвета. Сами картины создавались уже в мастерских. Тем не менее, принцип обсуждения темы на природе уже является отходом от академической традиции, согласно которой ценность пейзажа состоит исключительно в символике, а не в эстетике.

Место богов и нимф на картинах академических художников у барбизонцев занимают обычные люди. Нередко это крестьяне, изображенные во время работы. Эта «демократическая живопись» сталкивается с сокрушительной критикой со стороны графа Ньверкерка, который в то время выполнял обязанности министра культуры. Барбизонцы отбрасывают «искусственное» искусство. Они — поклонники реализма не только в технике, но и прежде всего в выборе тем. «Живопись — это искусство конкретики», — в 1891 году пишет Курбе.

Открытая в 1839 году Дагером фотография привела к изменению видения пейзажа. Фотографией в равной степени интересуются как Камиль Коро, так и импрессионисты. Возможность плоской черно-белой фотографической фиксации приводит к изменению роли контраста между затененными и осветленными местами в живописи. Под влиянием фотографии изменилось и восприятие движения, которое, будучи зафиксированным первыми фотоаппаратами, не давало четкой картины, было смазанным.

Клод Моне

Бульвар Капуцинов

1873; 61х80 см
Музей им. Пушкина, Москва

Известно, что во время работы над полотном «Бульвар Капуцинов» Моне пользовался фотографиями. Выставленное у Надара, это полотно вызвало известный комментарий критика искусства Луи Леруа, который спрашивал, что означают «...множество темных капелек в нижней части картины. Разве это пешеходы? Художник просто смеется над нами!»

В 1863 году Моне и его друзья проводят лето в деревушке Шайи, в лесу Фонтенбло. Они останавливаются в отеле «Под белым конем», в котором хозяин Паллард готовит пышное угощение, — а Моне любит хорошо поесть. Вскоре закончились деньги, и друзья потихоньку перебираются в более дешевый «Золотой Лев», который раньше был постоялым двором для дилижансов.

Одетые в серые защитные рубашки и фетровые шляпы, художники каждое утро отправляются в лес, прихватив с собой мольберты, подрамники и краски. С недавнего времени краски можно приобрести в металлических тюбиках, что облегчает рисование на природе. Некоторые историки искусства даже утверждают, что импрессионизма не было бы без банального изобретения краски в тюбике.

Иногда в лесу Моне с товарищами встречает барбизонцев или фотографов. Все это искатели природного «образа», который можно запечатлеть на полотне или фотографическом клише. Вечером, проголодавшись, друзья возвращаются на постоялый двор, съедают горячий суп с кусочками черствого хлеба «на закуску», пьют вино и заканчивают день вместе с заходом солнца, поскольку работали с самого утра.

Клод Моне

Окрестности Шайи,
лес Фонтенбло

1866; 43,55х55 см
Музей д'Орсэ, Париж

Летом 1865 года Моне поранил ногу. Его друг Базиль, который кроме живописи изучал и медицину, придумал приспособление, благодаря которому больная нога постоянно промывалась холодной водой. В музее д'Орсэ можно увидеть запечатлевшую этот случай картину Базиля, названную «Импровизированная неотложная помощь». Терапия быстро дала результаты, и Моне вернулся к работе над начатым ранее «Завтраком на траве». Его навещает Курбе, который оказывает художнику материальную помощь и дает советы, порой сильно надоедавшие Клоду.

Два провидца

«То, что я стал художником, — заслуга Будена», — утверждал Моне. Буден родился в приморском городе Онфлере, в Нормандии. Он много рисовал морское побережье. Коро называл его «королем небосвода». Впервые Моне увидел картины Будена еще в юности, и они ему понравились. Однако вскоре он изменил свое мнение, познакомившись с Буденом лично. Буден посвящает начинающему художнику много времени. Он берет его на общие прогулки, во время которых пишет сам и убеждает Моне в целесообразности работы на природе, позволяющей изображать световые эффекты намного лучше, чем при работе в мастерской. С этого времени и до конца жизни Моне остается верным идее живописи под открытым небом.

Многому научился Клод и от Иоганна-Бартольда Йонгкинда, с которым познакомился в Нормандии. Йонгкинд, художник Голландского происхождения, использует в живописи акварель и технику работы маслом, близкую идеям импрессионистов. В дневнике 1871 года писатель Эдмон де Гонкур пишет: «Работа Йонгкинда привлекла мое внимание. В каждом ценном общественном пейзаже видно влияние Йонгкинда в способе рисования неба, пространства и поверхности земли. Это бросается в глаза, хотя никто об этом не говорит». Мнение Гонкура разделяется некоторыми искусствоведами, которые видят в Йонгкинде первого импрессиониста.

Моне многократно приезжал в Онфлер, как правило, с Камиллой, которую он любил рисовать на пляже, и с Базилем. Он пишет в 1864 году: «В Онфлере, где сейчас мы находимся, толпа народа. Немного умеренных художников, группа шутов, но вокруг нас находится очень приятное общество. Прекрасно находим общий язык с Йонгкиндом и Буденом и практически не расстаемся с ними».

Моне и Базиль живут в комнатах, арендуемых у местного булочника. Каждое утро они устанавливают мольберты на прибрежных скалах и пытаются путем мелких мазков кисти, накладывающих друг на друга, поймать специфику расположения света на море, скалах, в небе. Визуальный эффект возникает тогда, когда смотришь на картину издалека. Новые научные открытия в отрасли оптики и композиции солнечного спектра оправдывают новаторские поиски художников. Наложение цветовых пятен, которые сливаются в одно, если на них смотреть с некоторого расстояния, согласовывается с физическим механизмом сочетания цветов.

Несмотря на эту технику, импресстонисты выходят за пределы прямолинейного отображения действительности. Рождается динамичная и полная света живопись, выражающая эмоции, вызванные пейзажем, а не состояние души художника, как это было у романтиков. «Можно сказать, что Моне придумал море... Только он смог понять его и показать его постоянно изменяющийся вид, движение и ритм, его бесконечное колебание и запах», — писал в 1887 году Октав Мирбо.

Ла Гренуйер

Импрессионисты любили деревушки в окрестностях Парижа с их полями, лесами и живописными реками. В солнечное воскресенье молодежь общалась в трактирах; день проходил в купании и плавании на лодках. Вечером, после ужина, начинались танцы на паркете, освещенном разноцветными лампами.

Для простых тружеников воскресенье было днем отдыха после долгой недели, проведенной в мастерской, кабинете или за магазинным прилавком. В воскресенье люди надевали соломенные шляпы и белые штаны, чтобы понравиться друзьям и невестам. Большинство этих девушек работает; но среди них можно встретить девушек и легкого поведения, молодых проституток, которых называют «лягушками» (les grenouilles). Около Буживаля находится модное место отдыха, за которым закрепилось название Ла Гренуйер (Лягушатник), туда часто приезжают поработать Моне и Ренуар.

Лето 1869 года. У Моне нет денег, и часто он вместе с Камиллой и сыном ложится спать не поужинав. Не раз их спасает Ренуар, принося еду от своих родителей. В деревне они работают за мольбертами, забывая о безденежье, захваченные сверканием воды и праздным счастьем воскресных гостей постоялого двора. Мелкими мазками кисти они пишут пейзажи и человеческие силуэты, залитые светом.

В появлении импрессионизма Ла Гренуйер сыграл немалую роль. Моне и Ренуар во время совместной работы определяют несколько основных принципов нового творческого направления. Тени не должны быть слишком темными, а лишь окрашенными окружающими их цветами; предметы появляются из света, из контрастов и соседствующих с ними цветов.

Полотна, которые были написаны в Ла Гренуйер, появились исключительно за счет использования основных (красного, желтого, голубого) и дополнительных (зеленого, фиолетового, розового) цветов. Бронзовый, черный, коричневый полностью исключены. Моне экспериментирует с возможностями, которые предоставляет импрессионистская техника.

Спустя много лет он сказал Клемансо: «Меня навязчиво преследует цвет. До такой степени, что когда-то, даже в присутствии умершего человека, который всегда будет мне дорог (речь идет о его первой жене — Камилле), глядя на нее трагические черты, я поймал себя на том, что машинально искал следы нарастающих изменений цвета, которые смерть вызвала в этом лице. Я стал наблюдать за сменой красок на лице покойной, а уже потом возникла идея зафиксировать ее черты...»

Великие художники, часть 2   01/03/2012 filoli.ru

(1840-1926) Клод Моне

Творчество Моне

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...муравьиный круг?

Если один из группы муравьёв начинает двигаться по кругу, остальные движутся за ним, образуя так называемый муравьиный круг. Он вбирает в себя всё больше и больше насекомых, которые продолжают бег, пока не упадут.