Жертвоприношение Гедеона —
ок. 1723-1728 Франсуа Буше

Ноябрь 13, 2012
Жертвоприношение Гедеона

Жертвоприношение Гедеона

ок. 1723-1728; 126х84 см
Лувр, Париж

Прошло немало времени, прежде чем исследователям творчества художника удалось восстановить историческую справедливость относительно авторства представленных здесь картин: «Жертвоприношение Гедеона» и «Бетуэль, принимающий слугу Авраама», традиционно приписываемых малоизвестным итальянским живописцам.

Они были признаны работами Франсуа Буше только в XX веке. Точная дата написания обеих картин остается не известной, хотя их стилистический анализ позволяет говорить о периоде с 1723 года, когда живописец получил награду Королевской Академии живописи и скульптуры, по 1728 год, когда он отправился в Италию.

Вероятно, эти композиции были написаны практически одна за другой, поскольку имеют немало общего. Это касается как литературного первоисточника (Ветхий Завет), так и особенностей изображения фигур персонажей. Так, служанка с подносом из «Гедеона» своей позой и одеждой напоминает девушку с кувшином из «Бетуэля», а старцы (на первой картине это израильский судья, на второй — отец Ревекки) вообще похожи, как близнецы.

Бетуэль, принимающий слугу Авраама

Бетуэль, принимающий слугу Авраама

ок. 1723-1728; 100х81 см
Музей изящных искусств, Страсбург

И все же, с точки зрения стиля, эти картины существенно разнятся. В картине, хранящейся сегодня в Страсбурге, прослеживаются черты влияния Лемуана, первого учителя Буше. Это и чрезмерная перегруженность композиции, и витиеватые, сложные драпировки. Хотя сама фактура живописи свидетельствует о том, что Буше пытается освободиться от этого влияния: движения его кисти более решительны и свободны, а красочный слой гораздо более плотный, чем на картинах его учителя.

В Священном Писании о жертвоприношении Гедеона сказано буквально следующее: «Сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам: и вышел огонь из камня, и поел мясо и опресноки: и Ангел Господень скрылся от глаз его» (Суд 6: 20-21).

Исследователи отмечают, что этот эпизод скрывает в себе некий символический смысл, и его следует толковать как дидактическое напоминание о том, что молитва — это тоже жертвоприношение. Бонавентура (1221-1274) в своем трактате «Путеводитель души к Богу» наставлял: «Когда вы приступаете к молитве, вы возлагаете «приношение» (частицу вашего времени), на «камень» (камень — это Христос). Когда Ангел Господень коснется вашего приношения кончиком своего жезла, и оно будет сожжено (то есть время, отведенное на молитву, истечет), — Бог услышит вас»...

Великие художники, часть 78   13/11/2012 filoli.ru

(1703-1770) Франсуа Буше

Творчество Франсуа Буше

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...уродство красоты?

У народа апатани, проживающего в Индии, до 1970-х годов сохранялась традиция вставлять в нос женщинам деревянную пробку. Их намеренно уродовали таким образом, чтобы защитить женщин от похищений мужчинами других племён.