Клод Лоррен — певец природы

Октябрь 15, 2012
Клод Желле, известный как Лоррен, посвятил свое творчество исключительно пейзажу, что являлось большой редкостью в современном ему искусстве. Несмотря на то что большую часть своей жизни художник провел в Риме, он, тем не менее, считается основоположником традиции именно французского пейзажа, заключающейся в интеллектуальном подходе к изображению природы.
клод лоррен: Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии

Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии

1682; 120х150 см
Музей Эшмолеан, Оксфорд

В своих картинах Лоррен представляет
мирное сосуществование людей и животных.
Исключением является его последняя работа,
где животное пало жертвой человеческой жестокости.

Похоже, Лоррен не искал легких путей к славе, ведь для того, чтобы оказаться на ее вершине, ему пришлось пересечь Альпы и провести остаток жизни в Риме в статусе эмигранта. Неужели художник не мог сделать блестящую карьеру у себя на родине, или, по крайней мере, в Лионе или Париже?

Рождение Лоррена-пейзажиста

Наверняка одной из главных причин, по которым Лоррен предпочел жить и работать на чужбине, являлась любовь к итальянской природе, красота и богатство которой потрясли его воображение еще в юности. Мягкий климат Италии, ее щедрое солнце, сочная зелень и многообразие ландшафтов делали эту страну настоящим раем для пейзажистов. Только в окрестностях Рима Лоррену посчастливилось открыть немало великолепных уголков природы, которые вполне могли служить фоном для сцен как светского, так и мифологического, и религиозного характера.

В своих первых «итальянских» картинах Лоррен отдает предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554- 1626) — фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме. Виртуозность и своеобразие манеры этого мастера проявляются, прежде всего, в изобилии мотивов. В едином картинном пространстве он одновременно представлял множество природных явлений и стихий.

Крутые скалы и стремительные потоки горных рек, непроходимые лесные чащи и могучие стволы поваленных деревьев, оплетенные плющом, фрагменты руин древних построек и диковинные животные — все это присутствовало в его немного сумбурных, запутанных, но неизменно таинственных и завораживающих композициях.

Более поздние работы Лоррена демонстрируют его окончательный уход от стилистики Бриля и увлечение живописью Джорджоне, для которой характерны, с одной стороны, стремление к реалистичности, с другой — особая поэтическая атмосфера идиллического спокойствия...

клод лоррен: Бракосочетание Исаака и Ревекки

Бракосочетание Исаака и Ревекки

1648; 149,2х196,9 см
Национальная галерея, Лондон

Герои античных мифов или библейских сказаний
зачастую определяли название пейзажей

Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов.

В пятидесятых годах происходит эволюция стиля Лоррена: живописец обнаруживает стремление к монументальности и религиозной живописи. Работая в гораздо больших форматах, чем это было ранее, мастер все чаще отдает предпочтение ветхозаветным сюжетам. Практически во всех пейзажах Лоррена того времени присутствуют архитектурные элементы, призванные определять место и время действия.

Следующий период творчества мастера принято называть «античным», поскольку в его работах преобладала тогда именно древнеримская архитектура — а точнее, здания, хотя и стилизованные под античность, но в большинстве своем являющиеся плодом воображения художника. Именно к этому периоду относятся великолепные морские пейзажи Лоррена с просторными гаванями, принимающими белоснежные парусники и побережьями, «застроенными» этими фантастическими, псевдоантичными дворцами.

Лоррен — от идеального пейзажа к идиллии

Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба.

По свидетельству Зандрарта, «чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, [Лоррен] старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно нарисовать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал [смешивал] свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к придуманной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него».

клод лоррен: Отдых на пути в Египет

Отдых на пути в Египет

1639; 100х125 см
Галерея Дория Памфили, Рим

Мост в античном стиле и современная Лоррену
деревушка в окрестностях Рима
являются прекрасным фоном для библейской сцены

Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, или, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы, поскольку для образованного зрителя XVII столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам).

Но чем дальше, тем больше художник задумывается над этими взаимосвязями и, в конце концов, приходит к тому, что в теории искусства называется «идеальным пейзажем». В основе этого понятия лежит эмоциональная связь между предметом и его окружением, а точнее, между сценой на переднем плане и фоновой картиной природы. Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи.

Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. Сочетания вымышленных и реальных мотивов природы позволяют художнику, в соответствии с его замыслом и представлением о красоте и гармонии, воссоздать неповторимую эмоциональную атмосферу, не являющуюся универсальной, но идеально соответствующую конкретной библейской или мифологической сцене.

Подобно Никола Пуссену, Клод Лоррен довольно часто пишет идиллические сцены. Неизменный коммерческий успех этих живописных идиллий объяснял еще итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404-1472): «Идиллический пейзаж оказывает благотворное влияние на зрителя. Его душа безгранично радуется при созерцании мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы».

Цена успеха Лоррена

клод лоррен: Церковь Тринита деи Монти

Церковь Тринита деи Монти

1632; 14х205 см; карандаш, тушь, лавис
Эрмитаж, Санкт-Петербург

В XVII веке в Риме была широко распространена практика копирования работ известных мастеров с целью представления их подлинниками и продажи по соответствующей цене. Поскольку бизнес был очень выгодным с финансовой точки зрения, изготовителей подделок не слишком заботила моральная сторона этого сомнительного предприятия. Среди выдающихся художников было немало таких, которые смотрели на эксплуатацию своего имени и таланта сквозь пальцы, считая наличие подделок свидетельством настоящей славы.

Клод Лоррен придерживался другой точки зрения и старался всячески препятствовать появлению «своей» подписи на копиях — чаще всего весьма небрежных и далеких от оригинала. Чтобы избежать подделок, Лоррен исполнял копии своих живописных полотен в технике рисунка, сепии или гравюры и размещал их в специальном альбоме под названием «Книга истины» — «Liber Veritatis» (195 авторских копий; в настоящее время находится в Британском музее).

И когда очередной обманутый покупатель приносил только что купленную работу с подписью «Лоррен» и требовал ее идентифицировать на предмет подлинности, художник доставал этот альбом и, по свидетельству Бальдинуччи, «разница между оригиналом и подделкой оказывалась очевидной, поскольку украсть идею и подпись можно, но в точности овладеть стилем гениального пейзажиста — вряд ли».

Великие художники, часть 74   15/10/2012 filoli.ru

(1600-1682) Клод Лоррен

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...цвет хамелеона?

Хамелеоны меняют свой цвет в зависимости от эмоционального состояния, а вовсе не в зависимости от окружающего фона. И если цвет вдруг совпадет с окружающим фоном, то это именно совпадение и ничего более.