Микеланджело и его творчество

Жизнь Микеланджело Буонарроти — без преувеличения, центральное событие эпохи Возрождения. Классическая красота, одухотворенность, эмоциональность — все это нашло выражение в его творчестве, ставшем образцом для целых поколений художников и скульпторов.
микеланджело

Эжен Делакруа: Микеланджело в мастерской

1851; 41х23 см
Музей Фабр, Монпелье

Во время учебы во флорентийской мастерской братьев Гирландайо Микеланджело получает фундаментальные знания в области теории и истории искусства кватроченто. При дворе Лоренцо Великолепного он проникается гуманистическими идеями Ренессанса, которые базировались на эстетическом фундаменте античности. Творчество художника-гуманиста проникнуто бесконечной верой в человеческие возможности и стремлением к совершенству.

Микеланджело и Леонардо да Винчи

В то время, когда Микеланджело постигает азы профессии в Садах Медичи, Леонардо да Винчи уже снискал славу выдающегося художника, синтезировавшего в своих творениях все прогрессивные устремления своего времени. Творчество же Микеланджело знаменовало новое время и преследовало иные художественные цели, чем те, с которыми было связано искусство Леонардо.

Наверное, это и послужило причиной антипатии и презрения — чувств, которые Микеланджело и Леонард испытывали друг к другу. За их творческим противостоянием наблюдала, без преувеличения, вся Флоренция, и разрешиться оно могло именно на флорентийский лад — так сказать, при всем честном народе: оба художника были приглашены принять участие в оформлении зала Большого Совета в Палаццо Веккио. Их картины должны были расположиться на противоположных стенах и увековечить великие победы флорентийской армии.

Леонардо начал работу в 1503 году, Микеланджело — чуть позже. Мы можем в какой-то степени восстановить оба произведения: творение Леонардо — по подготовительным эскизам и относящимся к XVII столетию копиям, картину Микеланджело — по копии XVI столетия, наброскам и рисункам, воспроизводящим отдельные фигуры, причем сравнение обеих работ весьма показательно.

В своей «Битве при Ангиари» Леонардо изображает схватку двоих всадников за знамя и, как и подобает гениальному натуралисту, делает это предельно правдиво. В свою очередь, Микеланджело планировал воплотить в своем произведении победу флорентинцев над пизанцами в битве при Кашино в 1346 году, однако, похоже, главной его целью было создать нечто абсолютно противоположное работе своего соперника.

Можно было даже подумать, что Микеланджело захотел посмеяться над ним, поскольку запечатлел не какой-нибудь полный драматизма, героический эпизод битвы, а просто-напросто купавшихся солдат, поднятых по тревоге и теперь спешно одевающихся и вооружающихся...

Проект оформления зала Совета был заморожен, и ни одна из работ так и не увидела свет в окончательном варианте: очевидно, Судьба одинаково благоволила к обоим гениям и поэтому позволила оставить их спор не разрешенным, а значит, вечным...

«Трагедия гробницы»

микеланджело

Умирающие рабы

1513; высота 215 см, мрамор
Лувр, Париж

В 1505 Микеланджело был вызван в Рим Юлием II, который поручает ему строительство своей гробницы-мавзолея. Микеланджело с энтузиазмом принимается за работу над проектом, который, по его замыслу, должен был поразить современников своим фантастическим размахом: сорок огромных мраморных фигур, сотня небольших статуй, гигантская ниша, предназначенная для саркофага, и многое другое. Несколько месяцев Микеланджело проводит в каменоломнях Каррары, лично отбирая самый красивый мрамор, после чего возвращается к работе в Рим.

И тут неожиданно возникает препятствие: архитектор Браманте, с 1506 года управляющий строительством собора святого Петра, где Микеланджело планировал разместить свою композицию, не предупредив его, обращается к Папе с просьбой перенести гробницу в другое место. Художнику, который считал, что именно собор святого Петра является наиболее подходящим местом для осуществления его честолюбивых замыслов, посчитал подобное поведение Браманте оскорбительным и решил поговорить по этому поводу с самим Папой. По неизвестной причине мастеру было отказано в высочайшей аудиенции, и, рассерженный, Микеланджело без предупреждения покидает Рим и выезжает во Флоренцию.

В 1507 году Юлий II снова вызывает художника, однако вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств и еще более — вследствие внутренних, духовных причин, ничто из задуманного им, за исключением трех статуй, не было выполнено. Эти, хранящиеся сегодня в Лувре, статуи рабов дают представление о том, насколько грандиозным был замысел Микеланджело.

«Трагедия гробницы», как называл ее сам Микеланджело, продолжалась в течение сорока лет; художник завершил работу, однако миру не суждено было увидеть это гениальное творение во всем величии его первоначального замысла.

Великие художники, часть 36   03/10/2012 filoli.ru

Микеланджело (1475-1564)

Творчество Микеланджело

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...муравьиный круг?

Если один из группы муравьёв начинает двигаться по кругу, остальные движутся за ним, образуя так называемый муравьиный круг. Он вбирает в себя всё больше и больше насекомых, которые продолжают бег, пока не упадут.