Наследие кватроченто

Октябрь 03, 2012
Искусство кватроченто совершенно по-новому определяет место человека в окружающем его мире. Оно является первой фазой итальянского Возрождения и связано с радикальными преобразованиями в методике представления пространства.
наследие кватроченто

Паоло Уччелло

У истоков теории перспективы лежат эксперименты архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446), результатом которых была разработка математического метода измерения между предметами с учетом их пропорций с целью как можно более реалистичного представления этих предметов на плоской поверхности. Мазаччо (1401-1428) впервые использует этот метод Брунеллески в процессе работы над своими картинами.

Архитектор Леон Баттиста Альберти (1404- 1472) систематизирует теоретический опыт Брунеллески и практические достижения Мазаччо, дает четкое определение понятию перспективы и устанавливает правила ее построения в своем научном трактате «О живописи» (1436). Проблемами перспективы интересовался также Леонардо да Винчи, которого, в частности, занимало решение проблемы деформации фигур и предметов, являющейся следствием использования линейной перспективы.

Широко обсуждалась и проблема «воздушной» перспективы, которая рассеивает контрастность цветов и стирает контуры отдаленных предметов... Вообще, в XV веке научные работы, касающиеся решения проблемы перспективы и смежных с ней задач, появляются чуть ли не ежегодно, и каждый европейский художник интерпретирует эти открытия по-своему.

Так, Паоло Уччелло (1397-1475) считает поиски в области перспективы своего рода интеллектуальной игрой (достаточно вспомнить его «клетчатые полы» или изобилующие углами замкнутые пространства) — в отличие от Мазаччо, который использует принципы перспективы с конкретной целью — подчеркнуть материальный аспект окружающей нас действительности и передать глубину композиционного пространства.

Одним из признанных мастеров перспективы эпохи кватроченто является Сандро Боттичелли (1445-1510). Он принадлежит к числу любимейших художников семейства Медичи, для которого и создает свои многочисленные работы. После смерти Лоренцо Великолепного и изгнания из Флоренции его сына Пьетро некогда могущественный семейный клан переживает упадок, и это означает конец того чудесного времени, когда в Садах Медичи можно было увидеть за работой лучших итальянских художников и выдающихся философов и поэтов.

Анджело Полициано (1454-1494), Кристофоро Ландино (1424-1492), Пико делла Мирандола (1463-1494) и Марсилио Фичино (1433-1499) писали для Медичи упрощенные версии работ античных философов — в особенности, Платона. Скульпторы создавали в Садах статуи, являющиеся, по сути, копиями творений античных мастеров из коллекции Медичи.

В этом роскошном флорентийском дворце все было подчинено неоплатонической концепции любви и красоты, здесь витал дух свободы мысли и творчества — это была атмосфера, в которую с упоением погружался молодой Микеланджело.

Источник:   03/10/2012 filoli.ru

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...цвет хамелеона?

Хамелеоны меняют свой цвет в зависимости от эмоционального состояния, а вовсе не в зависимости от окружающего фона. И если цвет вдруг совпадет с окружающим фоном, то это именно совпадение и ничего более.