Вознесение Богоматери — 1611-1614 Рубенс

Ноябрь 27, 2012
Рубенс Вознесение Богоматери

Вознесение Богоматери

1611-1614; 458х297 см
Музей истории искусств, Вена

Рубенс написал три картины на сюжет Вознесения Богоматери. Первая, представленная здесь, была написана в 1611-1614 годах по заказу эрцгерцога Альберта для оформления церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе, судьба второй, законченной в 1616 году, не известна, а третья, созданная в период с 1624 по 1627 годы, была предназначена для украшения главного алтаря кафедрального собора Антверпена.

Во всех трех картинах художник прибегает к одному и тому же типу композиции. Эжен Фромантен обращает внимание на то, что творчество Рубенса «в принципе лишено этих поразительных метаморфоз, которые у большинства мастеров определяют переход от одного периода творчества к другому и называются разновидностями стиля».

Художник слишком рано нашел свой собственный стиль и слишком неожиданно умер, чтобы в его искусстве могли проявиться наивность молодого мастера или упадок творческих сил, присущий мастерам зрелым. Собственно, по той же причине Рубенс не был замечен ни в каких художественных поисках: найденные еще в молодости композиционные и технические приемы раз и навсегда становятся главными элементами его искусства.

Когда Рубенс впервые обращается к теме Вознесения Богоматери (а это случилось всего через несколько лет после возвращения из Италии), — скорее всего, у него перед глазами стояла столь поразившая его картина Тициана на ту же тему. Подобно тициановской, Мадонна Рубенса возносится в небеса, поддерживаемая сонмом ангелов, а жест правой руки и взгляд, обращенный к небу, вообще кажутся скопированными фламандским художником с работы его итальянского коллеги.

На обеих картинах фигура святого Иоанна чрезвычайно важна с точки зрения композиционной целостности: его воздетые к Богоматери руки соединяют нижнюю и верхнюю части композиции. Однако если на картине Тициана можно обнаружить целый спектр оттенков и бесконечную растяжку желтого, то на картине Рубенса, как нетрудно заметить, преобладают оттенки синего.

Рубенс Голова святой Аполлонии

Голова святой Аполлонии

рисунок
Галерея Уффици, Флоренция

Техническое замечание

Великий живописец был также великим рисовальщиком. Портреты, зарисовки, подготовительные этюды голов, фигур, которые потом переносились на большой холст, — всего сохранилось около 300 рисунков Рубенса.

Набросок композиции он, чаще всего, делал пером, бистром. Любил рисовать также углем с подцветкой сангиной, мелом, белилами.

Созданию картины у него обычно предшествовало построение композиции — сначала в рисунке пером или в более поздний период — кистью на загрунтованной доске. Затем он исправлял и завершал основное распределение масс и цвета в эскизе. В переводе эскиза в большой формат Рубенсу помогали его ученики.


Великие художники, часть 63   27/11/2012 filoli.ru

Картины Рубенса, описание

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...запах вдохновения?

Толчком к вдохновению может служить что угодно. Так немецкий поэт Фридрих Шиллер мог настроиться на творческий лад только в том случае, если на столе в его кабинете стояла тарелка с гнилыми яблоками.