Суд Париса — 1635-1638 Рубенс
Эти слова в полной мере можно отнести и к картине «Суд Париса».
Суд Париса
1635-1638 | 144,8х193,7 см | дерево, масло | Национальная галерея, ЛондонНа сегодняшний день известны две картины Рубенса, на написание которых его вдохновил известный миф о яблоке раздора. Первая из них была написана художником в молодости, во время поездки в Италию, вторая же, в которой вновь отчетливо проявляется влияние Тициана, относится к последнему периоду его творчества.
С одной стороны, обращение Рубенса к этой теме позволяло ему вступить в своеобразный художественный диалог с античными живописцами и художниками итальянского Ренессанса, у которых она пользовалась большой популярностью, и это в какой-то мере удовлетворяло его профессиональные амбиции. С другой стороны, это был прекрасный повод лишний раз поупражняться в изображении обнаженной женской натуры.
Богиня раздора Эрида, в отместку за то, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, подбросила гостям яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». На яблоко оказалось три претендентки, и Зевс коварно предоставил право выбора Парису, сыну троянского царя Приама. Какие только блага ни сулили богини своему судье!
Гера обещала Парису землю и богатство, Афина — победы в войнах, Афродита же обещала наградить его любовью той женщины, которую он выберет, и в качестве примера привела красавицу Елену, дочь спартанского царя Менелая. Парис, конечно же, объявил победительницей Афродиту, а после этого отправился в Спарту, похитил царевну и привез ее в Трою. Так была развязана троянская война...
Картина Рубенса «Суд Париса» представляет сцену суда и не дает даже намека на ужасные события, последующие за тем, как сын Приама вынесет свой вердикт. И это замечательно! Перед нами — милая пасторальная сценка с Парисом и Меркурием в роли пастухов и прекрасными обнаженными богинями в образах пастушек.
Тем не менее, Рубенс не дает нам забыть о том, что на картине изображены мифологические персонажи: Геру он изображает с ее верным спутником — павлином, Афину — с эгидой (щитом с изображением головы Горгоны) и шлемом, а Афродиту — в сопровождении Купидона, хотя его, похоже, мало интересует происходящее...
Кстати, сегодня не подвергается сомнениям тот факт, что богиню любви Рубенс писал со своей второй жены — Елены Фоурмен. Ее же мы видим и на картине «Сад любви» — в центре композиции, как и в «Суде Париса», но на сей раз лицом к зрителю.
(1577-1640) Рубенс
- Рубенс (титульная страница)
- Творчество Рубенса
- Питер Пауль Рубенс - биография в датах