Крестьянская свадьба — 1630-1635 Рубенс

Июль 24, 2014
Известный английский критик и теоретик искусства Джон Рёскин (1819-1900) утверждал, что до момента знакомства с картиной «Крестьянская свадьба» он „и думать не смел, что Рубенс — настолько вульгарный и развратный художник”.
 картина рубенса Крестьянская свадьба

Крестьянская свадьба

1630-1635; 145х261 см; дерево, масло; Лувр, Париж

«Здесь невозможно говорить, — возмущался критик, — ни о каких ярких впечатлениях, производимых игрой тонов или элегантностью форм, ни о каком-то остроумии или экспериментировании: все сводится к грубости и хамству, которые можно было бы еще как-то понять, будь они сатирой на пьянство и разврат. Но нет, автор, похоже, упивается этой безвкусицей.
Глядя на все это, я просто не могу себе представить, чтобы порядочный человек мог не то что написать такое, но даже родить это в своем воображении».

Француз Эжен Делакруа (1798-1863), хотя и был в своих суждениях далек от ханжеской точки зрения английского критика-пуританина, но в своем «Дневнике» признавался, что и сам не раз «брезгливо крутил носом», глядя на эту «мужицкую пьянку», однако с должным уважением и даже скрытой завистью отметил, что Рубенс не побоялся быть самим собой и его искренность и внутренняя свобода заставляет пересмотреть наши представления о людях и мире...

Именно эта, не терпящая ограничений свобода была расценена Рёскином как вызов общественному вкусу, хотя почтенный критик не мог не знать, что традиция представления подобных сцен уходит своими корнями в средневековье, а сам мотив крестьянских гуляний был вообще очень популярен во фламандской живописи всех времен.

Картина Рубенса «Крестьянская свадьба», вписываясь в эту традицию, основывается на сочетании реализма, присущего жанровым сценам Брейгеля Старшего, и натурализма, свойственного работам античных мастеров, часто изображавшим пиры Вакха — вакханалии.

Подобную «смесь низкого с возвышенным» (Рёскин) можно найти также и в картине Рубенса «Крестьянский танец», хотя эта картина не так шокировала английского критика, как «Крестьянская свадьба», которая даже с формальной точки зрения была далека от академических требований, поскольку представляла собой дикое, совершенно недопустимое в те времена смешение жанров: в едином композиционном пространстве мы видим собственно жанровую сцену, буколический пейзаж и, в правом нижнем углу, натюрморт.

Великие художники, часть 63   24/07/2014 filoli.ru

Картины Рубенса, описание

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...муравьиный круг?

Если один из группы муравьёв начинает двигаться по кругу, остальные движутся за ним, образуя так называемый муравьиный круг. Он вбирает в себя всё больше и больше насекомых, которые продолжают бег, пока не упадут.